Как индивидуальному переводчику работать легально, сохранив свою конкурентоспособность и привлекательность для заказчика. Часть 1. Самозанятые
Особенность взаимодействия переводческих компаний с исполнителями заключается в том, что лишь небольшая их часть работает в штате организации на постоянной основе. Из-за неравномерности нагрузки, большой дифференциации по языковым парам, тематикам, времени поступления запросов и ряду других параметров, большинство исполнителей – это самостоятельные подрядчики, или фрилансеры. Причем многие из них, как правило, оказывают услуги перевода нескольким переводческим компаниям или компаниям-заказчикам. Однако факт отсутствия именно трудовых отношений между переводческой компанией и самостоятельными исполнителями не может означать, что возникающие взаимоотношения не должны становиться официальными. У многих внештатных поставщиков лингвистических услуг – переводчиков, верстальщиков, редакторов, постредакторов машинного перевода и т.д. – независимо от того, намерены ли они обезопасить себя путем заключения договора со своими заказчиками спустя 20 лет неофициальной работы или только что выпустились из института и начинают изучать переводческий рынок, возникает вопрос, как сделать свою деятельность полностью законной, одновременно и сохранив свою конкурентоспособность, и не потеряв часть драгоценного времени, так нужного для работы, и выбрав для себя оптимальный режим налогообложения.
На сегодняшний день для внештатных исполнителей существует два основных способа сделать свою деятельность законной, сохранив свою привлекательность для заказчиков – это самозанятость и регистрация ИП. В двух ближайших статьях мы рассмотрим плюсы и минусы этих двух вариантов, а также дадим практические рекомендации по организации работы и оформлению.
Для начала расскажем о режиме налога на профессиональный доход, который выбрали уже очень многие российские переводчики.
Самозанятость (НПД – налог на профессиональный доход)
Плюсы НПД:
- небольшая сумма налога - 4% или 6% от суммы полученного дохода в зависимости от того, от кого получен доход (4% для доходов, полученных от физлиц и 6% - от юрлиц). Кроме того, самозанятым положены различные бонусы, в результате чего налог будет еще меньше
Например, это налоговый вычет для самозанятых — сумма в 10 000 руб., которая уменьшает налог (ч. 1 ст. 12 Закона № 422-ФЗ). Пока действует вычет, самозанятые платят налог в размере:
- 3% вместо 4% – с сумм оплаты от физлиц;
- 4% вместо 6% – с доходов от организаций и ИП.
И так ежемесячно до тех пор, пока суммарно вычет не достигнет 10 000 руб.
Вычет предоставляется только один раз – с начала применения режима и до исчерпания всей суммы.
То есть если человек, будучи самозанятым, использует весь вычет и уйдет с режима, а потом опять на него вернется, вычета уже не будет. Но если до ухода вычет был «выбран» не полностью, то после возвращения на режим остаток вычета будет предоставлен (ч. 3 ст. 12 Закона N 422-ФЗ).
При расчете налога для самозанятых ИФНС сама учитывает вычет, специально ничего высчитывать не надо (ч. 4 ст. 12 Закона N 422-ФЗ).
Еще один из бонусов, например, был сделан самозанятым в 2020 году, когда давали компенсации за отсутствие работы во время карантина – им вернули налоги, уплаченные за предыдущий год. Те, кто был зарегистрирован в качестве индивидуальных предпринимателей, такого бонуса получить не смогли (хотя некоторые ИП, которые были отнесены к наиболее пострадавшим отраслям, также получили компенсации).
- отсутствие обязанности платить за себя страховые взносы, сумма которых довольно внушительна (размер страховых взносов на ОПС и ОМС, которые оплачивает за себя индивидуальный предприниматель в 2021 году – 40 874 рубля + 1% от доходов, превышающих 300 000 рублей в год). Самозанятый платит такие взносы только по желанию
- легкая регистрация в качестве самозанятого – советы по регистрации ниже
- легкое снятие с учета
- полное отсутствие отчетности, не нужно нанимать бухгалтера, система все считает сама
- отсутствие обязанности применять контрольно-кассовую технику, то есть не нужно тратиться на приобретение и обслуживание кассового аппарата
- возможность одновременно работать по найму, а также совмещать разные виды разрешенной деятельности
- официальное подтверждение своих доходов и официальная регистрация
Минусы НПД:
При самозанятости есть несколько ограничений, которые могут помешать вам осуществлять определенную деятельность:
- самозанятые не могут заниматься некоторыми видами деятельности, в частности, вести торговлю покупными, подакцизными или требующими маркировки товарами, сдавать в аренду нежилую (жилую можно) недвижимость, оказывать агентские и комиссионные услуги по договорам (полный список см. в п. 2 ст. 4 закона №422-ФЗ). Для перевода и сопутствующих услуг типа верстки самозанятость подходит
- доход самозанятого за календарный год ограничен суммой 2,4 млн руб. То есть если вы планируете получить за год больший доход, вам лучше зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя
- самозанятые не могут нанимать работников по трудовым договорам. Правда, они могут привлекать помощников по гражданско-правовым договорам (т.е. нанять работника нельзя, но купить вспомогательную услугу по договору можно)
- самозанятые не могут работать со своими бывшими работодателями в течение двух лет. Это означает, что если вы хотите уволиться и работать со своим работодателем в качестве самозанятого, сначала вам придется подождать два года. Тем более не стоит этого делать для маскировки реальных трудовых отношений – это несет высокие риски как для вашего работодателя, так и для вас (для вас это еще и невыгодно по ряду причин)
- у самозанятых не идет трудовой стаж для получения пенсии, если только они не начнут платить добровольные пенсионные взносы – т.е. пенсии в итоге может не быть вообще, или она будет очень низкая
- нет социальных гарантий и пособий (больничные, выплаты по беременности и т.д.), хотя все это касается абсолютно всех внештатных исполнителей
- нельзя совмещать с другими налоговыми режимами
Как оформить самозанятость:
- В мобильном приложении «Мой налог» - интуитивно понятный интерфейс, процесс занимает несколько минут, нужны только данные паспорта и фотография с телефона. Это самый простой способ.
- В личном кабинете на сайте ФНС.
- Через банк, в котором у вас открыт счет (не все банки позволяют клиентам регистрировать самозанятость, нужно уточнять).
Особенности при работе:
- Нужно обязательно формировать для заказчика и передавать ему онлайн-чек (это несложно, но обязательно). Чек необходимо сформировать и передать не позднее 9 числа следующего месяца. Если пропустить этот срок, налоговая начислит штраф в 20% от суммы дохода при первом нарушении, но не менее 200 рублей. При повторении нарушения в течение последующих 6 месяцев штраф будет составлять сумму всего дохода.
- Некоторые юридические лица могут требовать дополнительно формировать документы первичной бухгалтерии – счета и акты выполненных работ – это необязательные документы для ИП и самозанятых, но лучше предоставлять их по просьбе заказчика, поскольку для его отчетности это может быть важно.
- Налог на профессиональный доход платят раз в месяц. В течение месяца самозанятый отчитывается о доходе, а потом ФНС сама считает налог и не позднее 12 числа следующего месяца уведомляет в личном кабинете на сайте nalog.ru и в приложении о размере налога. Оплатить налог следует до 25 числа того же месяца. Это легко сделать там же в личном кабинете или мобильном приложении. Многие самозанятые предпочитают привязать к своему личному кабинету банковскую карту и настроить с нее автоплатеж налога.
- Платить нужно только с тех денег, которые заплатил клиент. Платить налог с других поступлений, например, с переводов от родственников, не нужно.
Если у вас возникнут какие-то вопросы по работе переводчика в качестве плательщика налога на профессиональный доход, по сотрудничеству самозанятого с переводческой компанией или его оформлению, в АКМ всегда рады что-то подсказать из своего личного опыта или попытаться придумать какое-то индивидуальное решение. Добро пожаловать!