Как индивидуальному переводчику работать легально, сохранив свою конкурентоспособность и привлекательность для заказчика. Часть 2. ИП
В этой статье мы рассмотрим плюсы и минусы работы переводчика в качестве индивидуального предпринимателя, а также дадим практические рекомендации по организации работы и оформлению.
ИП (индивидуальный предприниматель)
Плюсы ИП:
- официальное подтверждение своих доходов и официальная регистрация
- более широкий перечень разрешенных видов деятельности, возможность их совмещения, в том числе, с работой по найму
- возможность использования различных систем налогообложения, в т.ч. патентной (о системах налогообложения ИП см. ниже)
- возможность нанимать работников (до 130 человек без потери права применять упрощенную систему налогообложения)
- большой лимит по доходам (200 млн рублей без потери права применять упрощенную систему налогообложения)
- начисляются баллы трудового стажа
- нет ограничений по сотрудничеству с бывшими работодателями
Минусы ИП (в том числе в сравнении с самозанятостью):
- более сложная регистрация (при регистрации в личном порядке взимается государственная пошлина в размере 800 рублей, через интернет – бесплатно) – советы по регистрации ниже.
- обязательная оплата страховых взносов на ОПС и ОМС – в 2021 году это 40 874 рубля (может оплачиваться частями). Дополнительно оплачивается 1% с доходов, превышающих 300 000 рублей (включая доход, вмененный в связи с приобретением патента, если для какого-то вида деятельности вы применяете патентную систему). На сумму взносов может быть уменьшен размер вашего налога при применении упрощенной системы налогообложения «доходы» (см. ниже). При этом обратите внимание на то, что страховые взносы необходимо заплатить в любом случае, независимо от того, был ли у вас хоть какой-то доход, или нет.
- обязательно применение ККТ – нужно устанавливать онлайн-кассу, если работаете с физическими лицами (сама касса может стоить около 20 000 рублей, обслуживание около 2000 в год в зависимости от тарифного плана, при этом много всяких нюансов и сложностей).
- есть налоговый учет (у самозанятых его нет) – ИП должны заполнять книгу учета доходов и расходов, а также раз в год сдавать декларацию (некоторые банки имеют удобный интерфейс, позволяющий делать это практически автоматически, быстро и с интуитивно понятным интерфейсом) и проходить камеральную проверку налоговой. Многим ИП, запутавшимся в отчетности, приходится нанимать помощника.
- прочая отчетность – ИП должны подавать не только налоговые отчетные документы, даже те ИП, у кого нет работников (ИП с работниками подают гораздо более сложную отчетность).
- необходимо иметь банковский счет ИП; в зависимости от банка, стоимость обслуживания зависит от тарифного плана, при небольших оборотах можно рассчитывать приблизительно на 500 рублей в месяц.
- в целом ИП сложнее в понимании, регистрации и управлении, чем самозанятость.
Варианты систем налогообложения для ИП:
- упупрощенная система налогообложения (УСН) с объектом налогообложения «доходы». В этом случае необходимо платить налог 6% с полученного дохода – имеется в виду весь ваш оборот, все деньги, полученные от клиентов (ставка налога может быть ниже постоянно или несколько лет после регистрации при ведении деятельности ИП в льготном регионе или для некоторых видов деятельности). Применяя этот режим, вы можете уменьшить сумму налога на сумму уже оплаченных вами страховых взносов (в 2021 году это 40 874 рубля). То есть, если вы заплатили страховой взнос, вы можете не оплачивать налог, пока его сумма не превысит сумму, которую вы выплатили в фонды. Но здесь важно понимать, что страховые взносы вам придется заплатить в любом случае. Этот режим может совмещаться с приобретением патента для какого-то из видов деятельности.
- УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Ставка налога в этом случае составляет 15% с полученной прибыли, т.е. весь ваш оборот минус документально подтвержденные расходы, связанные с ведением деятельности ИП. Ставка налога также может быть меньше для льготных регионов. При этом такой вид налогообложения значительно усложняет операционную деятельность внештатного исполнителя и контроль за его расходами со стороны налоговых органов. Он более выгоден для тех, кто оказывает комиссионные услуги типа перепродажи авиабилетов. Этот режим может совмещаться с приобретением патента для какого-то из видов деятельности. При применении этого варианта налогообложения вы не можете уменьшить сумму налога на сумму оплаченных вами страховых взносов (но можете включить оплаченные страховые взносы в расходы, тем самым уменьшив налогооблагаемую базу).
- патентная система налогообложения (ПСН). Индивидуальный предприниматель имеет право приобрести патент. Виды деятельности, для которых можно приобрести патент, а также их фиксированная стоимость зависят от региона, в котором ИП зарегистрирован и ведет деятельность.
Патент означает, что вы платите определенную сумму за год (или период, на который покупаете патент) – сумму можно платить частями, как и страховые взносы – и после этого вы не платите по этой деятельности никакие налоги независимо от того, сколько от этой деятельности заработали (ни 6%, ни 15%, нисколько – только сумму патента). Эта сумма ограничена – до 60 млн рублей, а также числом работников – для сохранения права применять патентную систему их должно быть не более 15.
Разумеется, освобождение от налогов при оплате патента касается только того вида деятельности, на который вы приобрели патент. Если, например, у вас есть патент на переводческую деятельность, но вы решили также официально сдавать принадлежащую вам квартиру, с этого вида деятельности придется платить налог в соответствии с выбранной вами системой (УСН доходы или УСН доходы минус расходы).
Патент не всегда выгоден! В некоторых регионах стоимость патента достаточно высока. Например, стоимость патента на оказание переводческих услуг в Московской области в 2021 году составляет 54 840 рублей. Поэтому перед тем, как принимать решение о применении патентной системы налогообложения, необходимо сделать ряд расчетов, а также оценить предполагаемый уровень доходов за год.
- ИП может выбрать режим НПД (налога на профессиональный доход, того, которым пользуются самозанятые). Этот вариант немного сложнее, чем просто быть самозанятым, однако он позволяет при определенных условиях пользоваться некоторыми плюсами самозанятости. Если ИП принимает решение о переходе на самозанятость, он должен сначала отказаться от всех режимов налогообложения, которые применяет, а потом зарегистрироваться как плательщик НПД.
- Общая система налогообложения (ОСНО) – нужно платить налог на прибыль 13% и НДС 20%. Применение такого режима весьма странно для ИП, правда, на него придется перейти автоматически в случае, если вы нанимаете себе в штат более 130 человек, или стоимость ваших основных средств становится больше 150 млн, или превышен лимит на годовой доход – 200 млн рублей (все эти ситуации сложно моделируются применимо к внештатному переводчику). Этот режим также может быть выгоден в случае, если у вас высокая расходная часть с большим входящим НДС, но эта возможная ситуация не является предметом данной статьи.
При этом очень важно при регистрации убедиться, что вы выбрали упрощенную систему налогообложения, чтобы к вам автоматически не применялась ОСНО.
Как оформить ИП:
- В налоговой или в МФЦ лично.
Важно! Несмотря на то, что МФЦ выглядит более привлекательно и удобно за счет доступности, большого количества офисов, возможности электронной записи и в целом простоты обращения, необходимо понимать, что:
- сотрудники МФЦ не могут проверить правильность заполнения документов
- срок регистрации может быть дольше, чем напрямую в налоговой
- через МФЦ невозможно одновременно с заявлением о регистрации подать заявление о применении упрощенной системы налогообложения! Для этого все равно придется отдельно обращаться в налоговую. При этом если вы забудете это сделать или сделаете несвоевременно, к вам будет автоматически применяться общая система налогообложения, и о многих преимуществах ИП придется забыть. В таком случае, возможно, придется отказываться от статуса ИП и начинать все сначала.
- По почте. Сложный, долгий и дорогой (поскольку требует нотариального удостоверения) способ.
- В электронном виде на сайте налоговой или госуслугах:
- без электронной подписи (можно подать заявку, но документы нужно будет принести лично)
- с электронной подписью (не надо платить госпошлину, зато надо иметь электронную подпись, для регистрации которой тоже необходима личная явка, сбор документов и оплата пошлины)
Необходимые документы:
- заявление
- копия паспорта
- копия об оплате госпошлины
- перечень ОКВЭД (кодов видов экономической деятельности, по которым вы планируете работать). Дополнительные коды можно подать позже в уведомительном порядке
Единые для всех вариантов преимущества официального статуса
Как вы, наверное, заметили, мы отнесли официальное подтверждение дохода и официальную регистрацию к плюсам как самозанятости, так и ИП.
Официальный статус не только требует от вас оплаты налогов, но и предоставляет вам ряд дополнительных преимуществ. Ассоциация переводческих компаний (АПК), Ассоциация преподавателей перевода (АПП), Союз переводчиков России (СПР) уже долгие годы рекомендуют внештатным исполнителям заключать договоры со своими заказчиками – это позволяет четко зафиксировать юридически условия работы, порядок действия в случае разногласий и возможные штрафные санкции, обезопасить исполнителя от недобросовестности плательщиков, включая случаи неплатежей, дает возможность защищать свои права в суде.
Помимо этого, официальное подтверждение доходов позволяет подтвердить свой заработок, в том числе, для получения ипотеки, кредитов, при оформлении виз и т.д.
Ну и официальная регистрация делает ваш заработок легальным. Самозанятый или ИП не несет рисков получить штраф за неуплату налогов. Если выяснится, что кто-то вел деятельность без регистрации и не оплачивал налоги, они могут быть доначислены за предыдущие три года. К сумме доначисления добавляется пени по ставке ЦБ, штраф от 20 до 40 процентов от невыплаченной суммы налогов, а также возможный штраф за несдачу деклараций. Если размер задолженности превышает 2,7 млн рублей, может наступать уголовная ответственность.
Официальный статус позволяет поставщику переводческих услуг вести свою деятельность легально, быть привлекательным для своих заказчиков (ИП и самозанятые имеют огромное преимущество перед теми, кто пытается работать на основании гражданско-правовых договоров, предлагая своим заказчикам оплачивать за них НДФЛ и страховые взносы, или оплачивая их за свой счет), спокойно и без рисков продвигать и рекламировать свою деятельность, при этом пользуясь преимуществами льготных налоговых режимов.
Если у вас возникнут какие-то вопросы по сотрудничеству или его оформлению, в АКМ всегда рады что-то подсказать из своего личного опыта или попытаться придумать какое-то индивидуальное решение. Добро пожаловать!