АПК     САФУ     МП     УП    отрасль     АКМ     новости     how-to
Поделиться
Назад
02 мая 2024

Как индивидуальному переводчику работать легально, сохранив свою конкурентоспособность и привлекательность для заказчика. Часть 2. ИП.

ИП (индивидуальный предприниматель)

Плюсы ИП:

1) официальное подтверждение своих доходов и официальная регистрация

2) более широкий по сравнению с самозанятостью перечень разрешенных видов деятельности, возможность их совмещения, в том числе, с работой по найму

3) возможность использования различных систем налогообложения, в т.ч. патентной (о системах налогообложения ИП см. ниже)

4) возможность нанимать работников (до 130 человек без потери права применять упрощенную систему налогообложения)

5) большой лимит по доходам (265,8 млн рублей без потери права применять упрощенную систему налогообложения, однако при выручке от 199,35 млн рублей будет повышенный налог)

6) начисляются баллы трудового стажа

7) нет ограничений по сотрудничеству с бывшими работодателями

Минусы ИП (в том числе в сравнении с самозанятостью):

1) более сложная регистрация (стоимость регистрации 800 рублей или бесплатно при электронной подаче или нотариальном оформлении) – советы по регистрации ниже.

2) обязательная оплата страховых взносов на ОПС и ОМС – в 2024 году это 49 500 рублей (может оплачиваться частями). Дополнительно оплачивается 1% с доходов, превышающих 300000 рублей (в эту сумму включается доход, вмененный в связи с приобретением патента, если для какого-то вида деятельности вы применяете патентную систему). На сумму взносов может быть уменьшен размер вашего налога при применении упрощенной системы налогообложения «доходы» (см. ниже). При этом обратите внимание на то, что страховые взносы необходимо заплатить в любом случае, независимо от того, был ли у вас хоть какой-то доход, или нет.

3) обязательно применение ККТ – нужно устанавливать онлайн-кассу, если работаете с физическими лицами (сама касса может стоить около 20000 рублей, обслуживание около 2000 в год в зависимости от тарифного плана, при этом много всяких нюансов и сложностей).

4) есть налоговый учет (у самозанятых его нет) – ИП должны заполнять книгу учета доходов и расходов, а также раз в год сдавать декларацию (некоторые банки имеют удобный интерфейс, позволяющий делать это практически автоматически, быстро и с интуитивно понятным интерфейсом) и проходить камеральную проверку налоговой. Многим ИП, запутавшимся в отчетности, приходится нанимать помощника. Помимо этого, с 2024 года обязательна подача уведомлений об исчисленных налогах в 1, 2 и 3 квартале текущего года.

5) прочая отчетность – ИП должны подавать не только налоговые отчетные документы, даже те ИП, у кого нет работников (ИП с работниками подают гораздо более сложную отчетность).

6) необходимо иметь банковский счет ИП; в зависимости от банка, стоимость обслуживания зависит от тарифного плана, при небольших оборотах можно рассчитывать приблизительно на 500 рублей в месяц.

7) в целом ИП сложнее в понимании, регистрации и управлении, чем самозанятость.

Варианты систем налогообложения для ИП:

Патент означает, что для определенного вида деятельности правительство вашего региона устанавливает сумму потенциально возможного к получению годового дохода. Если вы выбираете патентную систему налогообложения, вы оплачиваете 6% от этой суммы (или пропорционально в соответствии с периодом, на который вы покупаете патент; можно платить частями, как и страховые взносы). Платить налоги в зависимости от дохода будет не нужно – ни 6%, ни 15%, нисколько – только стоимость патента. Сумма доходов ограничена – до 60 млн рублей, также ограничивается число работников – для сохранения права применять патентную систему их должно быть не более 15.

Однако нужно не забыть, что размер потенциально возможного к получению годового дохода необходимо включить в ваш общий доход, и дополнительно оплатить с суммы, превышающей 300000 рублей, 1% на пенсионное страхование. Если вы не ведете, например, никакой иной деятельности, кроме той, для которой вы приобрели патент, и потенциально возможный годовой доход установлен для нее в размере 1000000 рублей, это означает, что вам нужно будет дополнительно заплатить 1% с 700000 рублей (7000 рублей).

Разумеется, освобождение от налогов при оплате патента касается только того вида деятельности, на который вы приобрели патент. Если, например, у вас есть патент на переводческую деятельность, но вы решили также официально сдавать принадлежащую вам квартиру, с этого вида деятельности придется платить налог в соответствии с выбранной вами системой (УСН доходы или УСН доходы минус расходы) или покупать еще один патент.

Патент не всегда выгоден! В некоторых регионах стоимость патента достаточно высока. Например, в Московской области установленный для переводческой деятельности потенциально возможный к получению годовой доход составляет в 2024 году 1076 544 рублей, следовательно, стоимость патента на оказание переводческих услуг в Московской области для ИП без работников составляет 64 593 рублей (плюс 1% на страховые взносы с суммы, превышающей 300000 рублей, то есть еще 7765 рублей сверху). Если ИП на патентной системе налогообложения нанимает работников, стоимость патента будет несколько больше. Поэтому перед тем, как принимать решение о применении патентной системы налогообложения, необходимо сделать ряд расчетов, а также оценить предполагаемый уровень доходов за год. Сейчас на сайте налоговой инспекции есть удобный сервис, позволяющий быстро определить годовую стоимость патента по тому или иному виду деятельности в зависимости от региона – www.patent.nalog.ru

При этом очень важно при регистрации убедиться, что вы выбрали упрощенную систему налогообложения, чтобы к вам автоматически не применялась ОСНО.

Как оформить ИП:

1) В налоговой или в МФЦ лично.

2) По почте. Сложный, долгий и дорогой (поскольку требует нотариального удостоверения) способ.

3) В электронном виде на сайте налоговой или госуслугах:

- без электронной подписи (можно подать заявку, но документы нужно будет принести лично)

- с электронной подписью (не надо платить госпошлину, но надо иметь усиленную квалифицированную электронную цифровую подпись)

Необходимые документы:

Единые для всех вариантов преимущества официального статуса

Как вы, наверное, заметили, мы отнесли официальное подтверждение дохода и официальную регистрацию к плюсам как самозанятости, так и ИП.

Официальный статус не только требует от вас оплаты налогов, но и предоставляет вам ряд дополнительных преимуществ. Ассоциация переводческих компаний (АПК) уже долгие годы рекомендует внештатным исполнителям заключать договоры со своими заказчиками – это позволяет четко зафиксировать юридически условия работы, порядок действия в случае разногласий и возможные штрафные санкции, обезопасить исполнителя от недобросовестности плательщиков, включая случаи неплатежей, дает возможность защищать свои права в суде.

Помимо этого, официальное подтверждение доходов позволяет подтвердить свой заработок, в том числе, для получения ипотеки, кредитов, при оформлении виз и т.д.

Официальный статус позволяет поставщику переводческих услуг вести свою деятельность легально, быть привлекательным для своих заказчиков (ИП и самозанятые имеют огромное преимущество перед теми, кто пытается работать на основании гражданско-правовых договоров, предлагая своим заказчикам оплачивать за них НДФЛ и страховые взносы, или оплачивая их за свой счет), спокойно и без рисков продвигать и рекламировать свою деятельность, пользуясь при этом преимуществами льготных налоговых режимов.

Если у вас возникнут какие-то вопросы по сотрудничеству или его оформлению, в АКМ всегда рады что-то подсказать из своего личного опыта или попытаться придумать какое-то индивидуальное решение. Добро пожаловать!